+7 (4242) 55-00-30

Порт Поронайск: второе рождение в семьдесят лет

<
02/11/2016

Новости о компании

Порт Поронайск: второе рождение в семьдесят лет

Журнал «Морские порты»/№8, 2016

Образованный в 1946 году на базе японской гавани Сисука морской порт Поронайск (расположен на восточном побережье острова Сахалин) встретил свое 70-летие в состоянии позитивных перемен. Около года назад, в ноябре 2015-го, порт в лице ООО «Порт Поронайск» приобрел нового «хозяина» и стратегическую программу реконструкции и модернизации.

После двух десятков лет бесхозяйственности и разрушения порту все же суждено было столкнуться со смелыми и амбициозными планами профессиональной команды нового оператора морских терминалов по своему возрождению.

Алексей Ферт, Управляющий директор ООО «Порт Поронайск»

Реализация планов 

С ноября 2015 года оператором в морском порту Поронайск стало вновь созданное ООО «Порт Поронайск», входящее в профильный холдинг «Развитие транспортных проектов». Холдинг имеет опыт успешной реализации транспортно-логистических проектов в Балтийском регионе, в частности, в создании и реконструкции портовых терминалов и центров. Приобретенный в прошлых проектах опыт по анализу рыночной ситуации, оценке объемов целесообразных инвестиций и сроков их окупаемости позволил команде нового собственника в короткие сроки разработать концепцию реконструкции и модернизации морского порта и незамедлительно приступить к ее реализации.

Глобальная программа модернизации порта предполагает вложение инвестиций общим объемом более 20 млрд рублей до 2025 года. Концепцией предусмотрены три этапа реализации программы.

Первый этап направлен на полное восстановление существующей инфраструктуры и запуск рыбного терминала, отвечающего всем требованиям судовладельцев. Также запланирована реставрация морского вокзала. Бюджетное финансирование (по линии Федерального агентства морского и речного транспорта) рассчитано на проведение дноуглубительных работ и реконструкцию гидротехнических сооружений (сумма уточняется). Частные инвестиции на данной стадии составят около 5 млрд рублей. По состоянию на сегодняшний день инвестор уже вложил в предприятие более 90 млн рублей.

На втором и третьем этапах планируется освоение дополнительной площадки и строительство на ней терминалов навалочных грузов, генеральных грузов, нефтеналивного, бункеровочного, терминала обслуживания нефтегазовых промысловых платформ и специального терминала для обслуживания судов, предназначенных для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН).

Все направления модернизации морского порта Поронайск разработаны с учетом экономико-географического расположения порта и особенностей существующих транспортных маршрутов. В результате строительства новой инфраструктуры и капитального технологического переоборудования морской порт Поронайск сможет претендовать на звание хаба – современного многофункционального международного морского транспортного центра. Дополнительный инвестиционный проект (2 и 3 этапы) обойдется в сумму около 15 млрд рублей.

Важно отметить, что реализация каждого последующего этапа будет зависеть от статуса Поронайского городского округа: экономическая целесообразность дальнейших инвестиций в порт станет возможна в случае распространения на муниципальное образование режима свободного порта Владивосток. Правительство Сахалинской области уже предложило включить в зону действия режима свободного порта несколько муниципальных образований на Сахалине, включая Поронайский городской округ, что означает высокую вероятность реализации концепции глобальной модернизации морского порта Поронайск по программе «максимум».

За первые месяцы работы новой команды ООО «Порт Поронайск» были проведены первоначальные мероприятия, призванные наладить работу порта и обеспечить условия для осуществления дальнейших действий в рамках стратегической программы. Например, в первую очередь были погашены образованные предыдущим собственником предприятия долги перед государством, налоговыми органами и сторонними организациями. Новое руководство стивидорной компании официально оформило в штат сотрудников порта, которые работали на предприятии, но в штате не значились. Примечательно, что в бюджет района и в федеральный бюджет ООО «Порт Поронайск» за последний год перечислило налогов больше, чем их поступило за последние несколько лет от предыдущих владельцев.

Буквально через несколько месяцев после смены собственника в порту начался ремонт инфраструктуры, в частности, капитальный ремонт административного здания порта, стартовали работы по освидетельствованию техники, сегодня проводятся мероприятия, предусмотренные регламентами.

Нужно сказать, что на данный момент в порту не осуществляется перевалка грузов, так как активно ведутся работы по реконструкции, идет полноценная проработка проекта ремонта и модернизации портовых мощностей.

Участие в госпрограммах

В Сахалинской области в последнее время происходят позитивные перемены, связанные со сменой губернатора области и его команды. Органы исполнительной власти выстраивают эффективные взаимоотношения с бизнесом, ведут с ним конструктивный диалог на партнерской основе. Тесное взаимодействие с исполнительной властью на всех уровнях также является частью текущей и стратегической деятельности нашей стивидорной компании.

Сегодня мы работаем над включением программы модернизации и развития морского порта Поронайск в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Региональная программа по созданию на Сахалине рыбного кластера тоже попадает в сферу наших интересов, именно поэтому в концепции развития морского порта Поронайск в первую очередь предусмотрено создание современного, высокотехнологичного рыбного терминала.

Наибольшее внимание мы по-прежнему уделяем Федеральному закону о свободном порте Владивосток, взаимодействуя с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Наши интересы в данном вопросе, в первую очередь,  обусловлены концепцией развития и модернизации порта. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключающийся в налоговых льготах, упрощенных таможенных и визовых процедурах, значительном снижении административных барьеров, позволит увеличить масштаб инвестиционного проекта, не говоря уже о том, что статус порто-франко приведет к ускорению социально-экономического развития региона и повышению качества жизни населения Сахалина.

По нашим подсчетам, в рамках статуса свободного порта в Поронайске зарегистрируется более 10 резидентов – новых предприятий. При этом ожидаемое количество созданных резидентами рабочих мест на территории муниципального образования составит более 300.

Планируемая налогооблагаемая база только нашей компании к 2026 году должна составить по выручке более 2 млрд рублей. Наш проект будет способствовать раскрытию потенциала и укреплению экономических связей Сахалинской области как с регионами России, так и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также развитию морских перевозок по Северному морскому пути.